«БОЛОТ БАЙРЫШЕВ. »

болот, байрышев

Массаж лица - необходимая часть косметического ухода за кожей.

болот, байрышев

Болот Байрышев.

Болот Байрышев - Горловое пение.

Болот Байрышев. 1992 — Лауреат конкурса «Голос Азии». Гран-при эстрадного конкурса «Песня огня» Сибири и Дальнего Востока. 1996 — Первая премия тюркских народов на фестивале в Алма-Ате. 1998 — Австрия, Мольн. Золотая медаль за участие в фестивале по варгану. 1999 — Анкара. Золотая медаль в фольклорном фестивале тюркских народов. 2001 — Обладатель специальной премии ЮНЕСКО «За сохранение и пропаганду этнической культуры». 2003 — Участник дней культуры России в Германии.

Заслуженный артист Республики Алтай Болот Байрышев выступал на многих сценических площадках России и зарубежья. Несколько раз в год он выезжает за границу, чтобы где-то там, далеко, другой - не наш - зритель услышал и понял, что такое величие Алтая и любовь к Алтаю, пропущенные через душу певца и музыканта, прочувствовал бы это в звуках комуса и шоора, уловил в струнных откровениях топшура...

Когда Болот выезжает, то начинается его зона отдыха... Он словно отрешается от всех проблем, и именно это часто дает ему необходимую новую энергию для творчества. Он хочет освоить новые музыкальные инструменты, считает себя человеком неспокойным, которому трудно удержаться на одном месте долго... Поэтому не склонен к легким обещаниям - ему могут позвонить среди ночи с очередным приглашением вылететь в определенный срок и без задержек... Но у него есть любимая семья, которая его всегда ждет, и есть алтайский зритель, для которого выступление этого исполнителя желанно. Хотя где-то там, в далеких странах, такие мастера национального искусства, как Болот, ценятся на вес золота - у нас же они воспринимаются как само собой разумеющееся...

— Болот, нет такого жителя в нашей республике, кто не был бы знаком с Вашим именем... Важнейшее место в вашей творческой судьбе занимают зарубежные гастроли, где Вы показываете себя не просто алтайским исполнителем, но и творческим выразителем национального этнического направления, которое в принципе очень востребовано в мировой музыке. Когда начались эти выезды за границу, и что было самым интересным?

— Началось всё в 92-м году, когда я попал на международный конкурс «Голос Азии», и стал в нем лауреатом. Это был первый выход на большую сцену, и после него я получил приглашение от одного известного композитора из Турции, которого зовут Барыш Манчо, поработать в его шоу, которое называлось - «От семи до семидесяти» и транслировалась в 47-ми странах мира. После того, как я выступил в нем, меня пригласили участвовать в турне по Средиземному морю, это было программа тюркского фестиваля... Была очень большая делегация, очень много артистов. Мы побывали в Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии, Германии, Австрии, Турции. Разумеется, завязывались какие-то новые контакты, после каждого концерта обязательно кто-то подходил, начиналось общение, происходил обмен координатами...

Второй раз в девяносто четвертом я снова принял участие в таком же турне по Европе - но из прежних артистов уже никого не было... Европейское зарубежье для меня было словно другая планета - никто не ругается, и всё везде чисто. Другой уровень, другое людское самосознание. Это если говорить об удивлении заграницей. Было очень много новых впечатлений, встреч, общения, мне встречались очень хорошие исполнители, музыканты. Удивительно, но не зная языков друг друга, мы находили понимание, завязывалась дружба.

В этом втором турне сложилось впечатление, что организаторы «использовали» артистов - суточных не было, гонораров тоже, просто была оплачена дорога. Тогда я выкрутился так: у меня были с собой кассеты с моими записями. Я накупил аудиокассет, переписывал и размножал их ночью, а после концерта предлагал их. Благодаря этому маленькому «бизнесу» мне даже удалось рассчитаться с какими-то долгами... В моём репертуаре был блок - топшур, горловое пение, шоор, комус. Я понимал одно: интерес к тому, что я делаю, есть, и он немалый... С тех пор меня стали всё время приглашать на какие-то выступления, фестивали...

— Какие еще были интересные выезды?

— Я знал, что надо почаще выезжать, что потом это вернётся. В 94-м году я был в Польше, в Кракове. Меня пригласили на концерт, который проходил в очень интересных условиях - на глубине ста двадцати метров под землей была шахта, которой сто пятьдесят лет, там добывали соль... Вот именно там был концертный зал. Мы поехали в Краков с Евгением Колбашевым из Барнаула, который был для меня своего рода продюсером. Там я познакомился с очень знаменитым человеком, джазовым клавишником - музыкантом Джо Завинулом. Сам он американец, но живет в Австрии, в Вене. Тогда он пригласил меня на свой концерт в Вену...

Были вновь какие-то новые знакомства, совместные выступления не только с зарубежными музыкантами, но и российскими, я открывал для себя много нового - во всём, что касалось музыки, ее направлений, исполнения и т.д. Вновь и вновь поступали приглашения выступить там-то и там-то... Я тогда чувствовал себя свободным, «вольным художником», поскольку в 93-м я ушел из ансамбля «Алтай». В этом статусе находился до 2000 года, пока меня не пригласили в филармонию, и я вновь не вернулся в «Алтай». Но те семь лет меня поддерживали мои друзья-бизнесмены...

В 98-м году в Австрии проходил фестиваль по варгану, я участвовал в нем - в течение десяти дней там звучал только варган. И вот там я познакомился с японцем - Куичи Макидани. Мы не знали языка друг друга, но очень подружились и хорошо понимали друг друга. На закрытии музыкантам сказали, что они могут импровизировать с кем угодно по выбору, и я пригласил играть со мной именно его. Вскоре вышел и фестивальный диск, а через полтора года японцы пригласили меня на совместную запись диска и дать несколько концертов в Японии. В моем представлении Япония была словно сказка, и я подумать не мог, что когда-нибудь попаду туда. Я хорошо помню, что когда прилетел, и мы шли по улице, то мне всё не верилось, что я - в Японии, и лишь когда начался концерт, я поверил в это...

Там я записал компакт-диск. А еще до этого Женя Колбашев познакомил меня с Альбертом Урсом из Швейцарии, который продюсировал многие коллективы и музыкантов, и благодаря ему у нас появился компакт-диск под названием «Уч-Сюмер», который мы записали вместе с Ногоном Шумаровым...

А до этого еще в девяносто седьмом году в Польше мы с Женей Колбашевым сделали мой первый аудио-альбом в количестве тысячи экземпляров, из которых триста я разослал своим знакомым, и столько же Женя - своим. Потом я узнал, что одна кассета попала даже в Голливуд... В Москве на «Горбушке» наши диски продавали под лейблами «алтайских шаманов». Так и происходило мое «раскручивание». Хотя не могу сказать, что я намеренно кого-то искал - всё происходило будто само собой. Меня звали, приглашали, и когда я приезжал, то, бывало, что только в аэропорту знакомился с встречающими меня - с теми, кто являлся организаторами моих выступлений...

И я никогда не заключал никаких контрактов - просто не акцентировал внимание на этой стороне. Просто выезжал и выступал. Возможно, надо было бы поступать иначе, но, по-видимому, у меня к этому нет способностей, да и от творчества это сильно отвлекает...

— Болот, а после того, как Вы вернулись в филармонию, поездки не стали более редки?

— Я выступаю с филармоническими концертами, но и нахожу возможность выезжать по нескольку раз в год. Иногда для этих поездок приходится занимать деньги у друзей, но я возвращаюсь и рассчитываюсь. В Японию выезжаю почти каждый год, даю концерты. В этом году был в Македонии, в Голландии, в Турции...

— А в Москве Вы часто выступаете?

— В конце 90-х я познакомился с Татьяной Лавреневой - выпускницей ВГИКа. Она работает у режиссера Соловьёва на Мосфильме. Знакомство наше было случайным, я отдал Тане свои диски, и вскоре она мне позвонила и предложила выступить в паре московских клубов. До этого я выступал только в МГУ в 95-м совместно с одной турецкой группой.

Когда я пришел в клуб «этно», выступил, менеджеры клуба тут же заинтересовались мной. С тех пор, как только я приезжал в Москву, Таня помогала мне организовывать выступления - она очень доброжелательный и настойчивый человек, и Ногона Шумарова, и Раису Модорову она тоже поддерживает... Таня же предложила мне участвовать в «Антропологии» у Дмитрия Диброва. Это была одна из декабрьских программ 2000 года. Была прямая трансляция, в час ночи, у нас передачу показали через сутки. Признаться, я чувствовал себя несколько скованно...

В Москве я какое-то время поработал в группе «Семен Магнит», которую организовал руководитель группы «Квартал» Артур Пилявин. Мы исполняли этническую электронную музыку - сейчас это модное направление... Выступали в каких-то клубах, но всё остановилось через два года, когда погиб в автокатастрофе Артур. Он мне предлагал переехать в Москву, снимать квартиру, чтобы быть постоянно там, работать... А я в Москве не могу долго находиться. Максимум неделю - и всё, потому чувствую её давление, что ли... И хочется домой...

— Вам предлагали когда-нибудь участие в интересных проектах, которые не связаны напрямую с музыкой?

— В начале уходящего года по предложению Тани Лавреневой мои данные - фото и анкета - оказались на Мосфильме, а в начале весны мне предложили роль в фильме «Охота на пиранью», который был поставлен режиссером Андреем Кавуном по одноименному произведению Александра Бушуева. В июне были пробы, я вылетел, встретился с режиссером, целую ночь в гостинице читал сценарий, а утром, когда пришел, режиссер утвердил меня без пробных съемок...

В фильме я играю охотника-эвена, который живёт на сибирской заимке со своей семьей, и вот в один прекрасный день там появляются вдруг вооруженные люди, и его захватывают как проводника... В июле были съемки, и шли они до середины сентября. Сам процесс съемок мне очень понравился, было очень интересно. Кроме того, мне посчастливилось познакомиться и подружиться со многими актерами. Достаточно сказать, что в этом фильме снимались Владимир Машков, Женя Миронов, Сергей Гармаш... В апреле фильм должен выйти на экраны кинотеатров. В фильме я играю и на комусе, и на шооре, так что и в этой роли - музыка рядом...

— Болот, музыка всегда рядом с Вами... И так с детства?

— Да, семья наша была музыкальная. Бабушка играла и пела на национальных инструментах, мама, дядя, брат... И в общем-то с детства было желание - стать артистом, выступать на сцене... С живой музыкой я столкнулся после восьмого класса, когда поступил в Майминское, как я его называю, «танковое» училище», где обучают на трактористов. Там у нас был кружок, и мы играли на духовых инструментах под руководством замечательного человека Владимира Захаровича Стрыгина. И в армии я играл на трубе в оркестре, правда, нот я не знал, а играл, как получалось... Мои первые авторские песни появились именно там...

Позже я поступил в Абаканское музыкальное училище на духовое отделение. Сольфеджио, теория для меня были тяжелы, и я там проучился недолго, бросил всё и вернулся в Кырлык, на родину... А в 86-м стал работать в составе «Алтая». Мне было всё интересно, я пел, танцевал, играл на шооре, комусе, исполнял горловое пение...

— Болот, раз уж Вы так часто путешествуете, то наверняка с Вами случалось что-нибудь необычное в новогоднюю пору где-то вдали от дома...

— Действительно, был один запоминающийся случай, но связан он с возвращением домой под Новый год. Это было в 95-м. Я выступал полмесяца в Голландии, а 28-го декабря я должен был попасть в Рим по приглашению Джо Завинула. 28-го и 29-го было мое выступление там, а 30-го вечером - уже билет из Москвы домой. Когда мы вернулись в Москву, то узнали, что все рейсы в наш регион в связи с непогодой отменены. Мы сидели в аэропорту и были в полной неизвестности... Я уже стал звонить своим московским знакомым, чтобы сказать, что на Новый год, вероятно, придётся остаться в Москве... И все-таки вылетели мы в обед тридцать первого, самолет приземлился вечером, я позвонил домой, сказал, что к полуночи ночи постараюсь быть дома. По счастливой случайности в аэропорту встретил своего знакомого, а иначе бы, конечно, не добрался... Я на всю жизнь запомнил этот момент: приезжаю, открываю дверь, идет ельцинское поздравление по телевизору, и все мои сидят, и тут я... Было прекрасное настроение! Именно тогда я понял, что если очень захотеть, то можно остановить какие-то секунды своей жизни....

— Болот, от имени всех наших читателей «Постскриптум» поздравляет Вас с Новым годом, и желает в самом ближайшем будущем воплощения удачных творческих проектов.

— Мне также хочется поздравить вашу газету и её читателей, а также своих коллег-артистов, и всем пожелать, чтобы Новый год принес новые удачи, и всем - достойной жизни!

Беседу вела Екатерина Сергеева.

Мастера-фольклористы уровня Байрышева ценятся в Алтае на вес золота. Ему даже позволено носить одежды, найденные на раскопках Пызырыкского кургана. Древнеалтайские эпические произведения Болот переработал и подсократил - иначе московской публике пришлось бы слушать его сутки напролет.

О Чем поет алтайский горный вьюрок? Кто такие Калкин и Шинжин? Почему солнце "световать" устало? Как пляшут олень и шаман? Кому доступны сокровища Пызырыка? Куда смотрит буддийский идол белый бурхан? Что несут долинные ветры ф„ны?

Болот Байрышев знает ответы на все вопросы. Первые минуты певец молчит. Узкая и длинная гитара топшур хорошо держит ритм и производит очень низкие звуки. Слушатель незаметно переносится в древнюю азиатскую страну ледников и озер. И тогда вступает нереальный голос. Вместе с белками, соболями, лисицами и снежными барсами вы уже сидите у начала великой Оби и слушаете легендарных сказителей Горного Алтая - Калкина и Шинжина. За невозмутимым лицом Болота сложно угадать напряжение оперного певца или штангиста, хотя горловое пение "кая" очень тяжелое.

Мастера-фольклористы уровня Байрышева ценятся в Алтае на вес золота. Ему даже позволено носить одежды, найденные на раскопках Пызырыкского кургана. Древнеалтайские эпические произведения Болот переработал и подсократил - иначе московской публике пришлось бы слушать его сутки напролет.

Заслуживает отдельного внимания композиция "Эхо в горах". Популярная у азиатских народов зубная пластина варган называется на Алтае комус и изготавливается из дерева. Сказитель поет горлом и одновременно, стиснув зубы, играет. Затухающие вибрации комуса слышны еще десятки секунд после финального пасса рукой.

Истинный диапазон голосовых возможностей кая можно оценить лишь под звуки горной флейты шоор. Ее звуки извиваются клубками змей и больно жалят, а голос то слепо следует за ней, то взмывает под облака и обрушивается вниз страшным громом. Колоритные песни Болота содержат последний куплет на русском языке. Это и своеобразное резюме, и перевод.

Лучше бы он этого не делал! Это равнозначно фотоснимку, сделанному с экрана телевизора во время передачи про "Джоконду". Представляете, как она тогда загадочно улыбнется? И тут также. Зал после наигрышей на шооре, после восхитительного пения под аккомпанемент топшура вдруг узнает, что...

Ночь прошла, окончен день...

Спит собака, спит олень...

Лишь один шаман не спит,

С бубном у костра сидит.

Солнце световать устало,

Над землею ночь настала.

С начала октября Б.Б. просвещает всех желающих на самых интересных площадках столицы. Океаны восторга он уже успел принять в Мекке всех поклонников этнической культуры - в центре "Дом".

Фольклорный ансамбль "АлтайКАЙ"
алтайское горловое пение и традиционная музыка

Ансамбль был создан 1997 году с целью сохранения и развития традиционной культуры республики Алтай. Ансамбль является лауреатом всероссийских и международных фестивалей и конкурсов; обладатель премии ЮНЕСКО (2001 год, Узбекистан, г. Самарканд, III Международный фестиваль "Шарк Тароналари"), отмечены в "Книге рекордов и достижений Гиннесса" за длительное исполнение горлового пения (2003 г.), обладатель золотой медали «Дельфийские игры» (г. Москва 2000 г.), обладатель золотой медали международного фестиваля горлового пения «Дыхание земли» (г. Улан-Удэ 2005 г.), лауреат премии им. Г. И. Чороса-Гуркина республики Алтай. Член фольклорного союза Российской Федерации. Член международной организации по народному творчеству IOF ЮНЕСКО.
Карта гастрольной деятельности ансамбля широка: Россия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина, Монголия, Польша, Чехия, Германия, Австрия, Норвегия, Швейцария, Финляндия, Турция и США.
Принимали участие в телевизионных программах: ОРТ «Доброе утро», «Большая стирка»; НТВ «Среда»; на канале Культура в 2006 г. прошёл репортаж об ансамбле «АлтайКай». Канал «Независимая планета» - выступление в прямом эфире. Выступление по центральному телевидению Чешской Республики в течение полутора часов в прямом эфире.
При организации Урмата Ынтаева и ансамбля АлтайКай прошло 3 фестиваля горлового пения «Алтын-Тайга», где приняли участие представители из Республик Тыва, Хакасия и дальнего зарубежья Японии, Англии, США.
Настоящее время ансамбль работает над новыми проектами в Чехии. В проекте участвует молодежная группа «Роман», государственный симфонический оркестр Чехии и ансамбль «Градиштан». Ансамбль занимается обновлением репертуара, усовершенствованием техники исполнения кая, пропагандой алтайского горлового пения.

Продюсcер и художественный руководитель Урмат Ынтаев - основатель ансамбля «АлтайКАЙ», идеолог по разновидностям горлового пения. В 1997 году в Улаганском районе с.Улаган Республики Алтай создал ансамбль «Караты-Каан» и 2000 году переименовал в ансамбль «АлтайКАЙ». altaikai @ ngs.ru
Музыканты: Эмиль Теркишев, Радмила Теркишева, Солунай Сапышева, Амыр Акчин, Сарымай Урчимаев.

Ключевые слова: болот, байрышев.

Скачать zip - Болот Байрышев. - zip. Скачать mp3 - Болот Байрышев. - mp3.

top777.ariom.ru
Голодание и лечение голоданием

В середине XIX века немецкий ученый Рудольф Вольф обнаружил, что примерно каждые 11 лет Солнце наблюдается возрастание количества солнечных пятен.

На главную В раздел На форум В меню